среда, 27 июня 2012 г.

ОСТРОВА МИЛОСЕРДИЯ (фильм)

ВЫШЕ ЗАКОНА МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ,
ВЫШЕ ПРАВА – ЛИШЬ МИЛОСТЬ,
И ВЫШЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ – ЛИШЬ ПРОЩЕНИЕ.
МНОГОЕ НА СВЕТЕ ИМЕЕТ ПРЕДЕЛ,
НО НЕТ ПРЕДЕЛА МИЛОСЕРДИЮ.
(Патриарх Московский и всея Руси Алексий II)

Этот сюжет возник как уже третий шаг по тому же духовному пути, что начался для меня встречей с Реконью, а продолжился путешествием по другим местам. Иногда удаленное территориально бывает очень близким в духовном смысле - и наоборот. Долго описывать, каким образом от лесной речки Реконьки я добрался через несколько лет до степной речки Потудань. Да это и не главное. Важным мне представляется та невидимая нить смысла, которая соединяет в душе Скит о. Амфилохия с его несостоявшейся задумкой, Успенский островок с благотворительными учреждениями о. Алексея Колоколова на Волхове и не менее удивительный островок милосердия вокруг храма посредине обычного умирающего степного села на стыке Белгородской и Воронежской областей.

К этому времени уже стала подзабываться романтика походов по болотам, ночевок у костра, следы медведя на тропе впереди и предостережения про то, что "там ненужные встречи случаются" и прочие сильные эмоции. 


Зато все отчетливее в памяти о Старце был скромный документ, который, судя по архивной ведомости просмотра, не заинтересовал никого до меня: справка о Причастии, выданная неведомой женщине, которая, как следует из карандашной приписки, передавала посылки родным о. Амфилохия. Я задумался: все панегирики Старцу начинались с воспевания того резкого разрыва с родным лютеранским семейством, ухода в прямом и переносном смысле. Его бездомные скитания и нежелание открыть свою подлинную фамилию тоже были воспринимаемы как свидетельство полного разрывас прошлым... и вдруг оказывается, что прославленный старец, скрывая это от своих друзей и недругов, тайно подкармливал родню, и этот крест милосердия, покрывающего все, был, наверное, и самым благодатным, и самым тяжелым его подвигом. 

Еще далеко впереди была элоха о. Иоанна Кронштадтского с его Домом Трудолюбия, и сама идея принимать на скиту кого попало вызывала у церковной власти  неприятие. Вплоть до того, что церковное начальство откровенно подсказывала следователю, что стоит проверить в крамольном поведении старца - это явно видно из документа ()


Сегодня Церковь открыто говорит об этом делании, как о пути спасения, вспоминая свои истоки. И мне кажется полезным написать об этом здесь ради тех людей, которые станут новыми восстановителями Реконской пустыни. Что именно они будут востанавливать?


На сайте Благотворительного фонда "Автокомос" есть девиз: "Наше прошлое - это наше будущее". Внимательно вглядываясь в прошлое, можно понять эти слова как тот же выбор, который стоял перед людьми прошлого и стоит перед нами: стены восстанавливать или дух, который в прошлом не нашел себе в этих стенах "где главу преклонить"(Матф.8:20)

Поэтому сделаю маленькое отступление, чтобы было понятно - о чем речь. Имеющие уши да услышат.


Все люди братья, и долг всех, всей общины заботиться о всех нуждающихся в помощи, в поддержке, в братской любви и в утешении (Деян. 2, 44-45; 4, 32).
Диакония – социальное служение Церкви

Основа церковной жизни - любовь. В Церкви нет жизни без любви.
Наиболее полно любовь выражается в Литургии. В жизни же вне богослужения проявлением любви является милосердие, вспомоществование, которое становится особым служением.
Св. Иоанн Лествичник называл благотворительность "крыльями молитвы". Он говорил, что молитва не достигает своей цели, если не сопровождается благотворительностью.
Изначально Святая Церковь избрала из своих рядов особых служителей милосердия, через которых выражалась любовь всех к страдающим, неимущим, нуждающимся членам Тела церковного. «Страдает ли один член, страдают с ним все» (I Кор. 12, 26). Это страдание всех восполнялось участием в жизни нуждающихся через диаконов, само имя которых говорило о служении («диакон» - служитель, слуга).
Эти апостольские принципы по заповедям Христа и в духе Пятидесятницы - лежали в основе диаконии всех христианских общин первых веков христианства



Что такое диакония?
Диакония - это духовная и материальная помощь нуждающимся. 
Диакония является осуществлением христианской веры в повседневной жизни
Диаконическая работа означает исполнение заповеди любви. Она является существенной частью церковной деятельности, и ее положение в приходе также значимо, как и богослужение, учение о крещении и о единстве прихожан. Диаконическая работа является служением христиан среди тех, кто тем или иным образом нуждается в помощи. 
Забота о детях-сиротах в детском доме, попечение о старых и больных людях, живущих рядом, поддержка одиноких и беспомощных, пострадавших от стихийных бедствий, а также помощь беднякам, нищим и пришельцам из других мест - это и есть проявление христианской диаконии, продолжение апостольских традиций, наше свидетельство о Христе.

ОСТРОВА МИЛОСЕРДИЯ (фильм) 

У Солженицына родился очень точный образ Архипелага зла под названием ГУЛАГ. И мне показалось, что Старцева сопка и скит в Рекони, Успенский островок на Волхове и многие другие места, где духовный огонь согревал и освящал души людей, потерявшихся в потемках этого мира, также есть часть невидимой страны - Архипелага милосердия.

http://youtu.be/u70L63H4SGM

Когда я встретил о. Михаила Патолу, мне показалось, что это Господь ответил на мое вопрошание: какими людьми были о. Амфилохий и о. Алексей Колоколов. Сдирая лакировку акафистов и солидных исторических исследований, Господь окунул меня в противоречивую, опасную, непредсказуемую и предельно правдивую обстановку сегодняшнего служения милосердия. Но оно и всегда было таким. Мы можем вглядетьсяи вслушаться в тех, кто сегодня идет этим путем - и увидим и расслышим то, что не увидели и не расслышали оппоненты о. Амфилохия и о. Алексея Колоколова. И, может быть, кто-то рискнет пойти по этому пути дальше, даже зная, что в этом мире он не будет победным.

Трудно применять на практике простые светлые мысли святых типа: куда Господь привел, там и спасет. Вот пример того, как прорастает Его семечко горчичное в одном отдельно взятом селе, где просто служил и подчинялся логике событий обычный батюшка, которому пришлось взять на свое попечение колхоз и построить Дом Милосердия. Матушка отдала этому Дому все силы. И много людей получили возможность достойно прожить последние годы под благодатным покровом этого тихого подвига. Они не вышли победителями в схватке с удушающей наше село экономической системой. Но они продержались и еще держатся, просят наших молитв - прот. МИХАИЛ и КСЕНИЯ, и еще много добрых людей рядом с ними.

---------
 Этот фильм сделан на отснятых и вчерне смонтированных мной материалах профессионалом. Потому победил на фестивале "Семья России 2009". Прошел на канале "Союз". Тоже было важное духовное переживание: надо смириться и уважать профессионализм. И быть благодарным. Но и еще есть момент для размышления. Профи тем и отличается от любителя, что хорошо чувствует "формат", длину и структуру - в них надо уложиться и ради этого порой  выбрасываются с таким трудом добытые крупицы правды. Остается не ложь, но и не та правда, которую открыл Господь. Да и не знаешь иной раз, можно ли, нужно ли и как нужно эту правду сказать. Слишком темна та жизнь, в которую вкраплены эти люди-светлячки. Пока трудился над фильмом - думал, что он принесет о. Михаилу какую-то поддержку, может быть, и деньги придут. Может быть, просто согреет сердце этим людям, которых лукавый настойчиво пытается убедить, что все их труды бессмысленны. Я это сомнение прочувствовал очень остро, находясь там. Но вот фильм завершен, он победил на фестивале и вышел на ТВ - получил одобрение... и утонул в море православного видео. Стоило ли тратить столько сил и времени? Не знаю. Наверное, тот же вопрос можно отнести и к этому моему тексту на блоге.

Это очень похоже на подсказанное мне сравнение: когда выходишь из городского подъезда с домофоном, и не горит кнопка, открывающая дверь, долго шаришь в темноте - куда нажать, чтобы дверь открылась. Так и со всеми моими делами по большей части ощущение, что шаришь в темноте. Может быть, лучше было бы мне потраченное на фильм время провести на Смоленском кладбище и читать беспрерывно акафист Ксении?

И все же важно то ощущение взаимной поддержки, которое два года сопровождало меня, пока я обрабатывал материалы и делал подмонтаж. Пока возишься с записями, вновь всматриваешься и вслушиваешься в человека, вдумываешься в тайну его жизни. Что-то западало в душу. И ходил к св. Ксении, подавал записки за прот Михаила и матушку Ксению, чтобы было им полегче. А они молились за обращение моего отца. И сейчас я стараюсь ходить ради них к Ксении.

Сейчас колхоз испытывает огромные трудности, и непонятно, сохранит ли его Господь. Урожай прошлого года сгорел (засуха), ставки по кредитам выросли. А долги огромные. И колхоз в материальном плане основа Дома Милосердия. На прошлую Пасху поехал к ним. Никогда еще не видел о. Михаила и матушку такими усталыми. Мне кажется, даже очень мужественным людям иногда очень нужно просто братское слово поддержки. Поэтому если будет вдохновение сказать или написать доброе слово или поздравить с праздником, просто им напомнить, что они не одни и молитва за них существует - не постесняйтесь, это очень уместно. Я на всякий случай всем знакомым оставляю сотовый телефон о. Михаила, сошлитесь на меня. (904) 532-8415. А адрес, если захочется написать: 309882 Белгородская обл., Красненский р-н, с. Горки, храм Рождества Христова, протоиерею Михаилу Романовичу Патоле и матушке - Ксении Ярославовне. Вдруг кого-то Господь подвигнет написать.

А недавно опять звонил о. Михаил, просил не забывать молиться у Ксении о них...

Комментариев нет:

Отправить комментарий