Об иконе БМ "Знамение"
























Из письма от хранителей иконы я  узнал об одном важном обстоятельстве:  икона, которая находится у Ершовых, судя по надписи на  оборотной стороне холста, написана уже после его кончины, в 1868 году.  Фото выше.

Размышляя над этим вновь открывшимся обстоятельством, я написал письмо, в котором  выразил свою позицию. Поскольку с моей точки зрения это момент важный и актуальный духовно, я решил поместить это письмо здесь, практически без купюр. Оно адресовано ведь не только хранителям иконы, но и тем, кто возрождает Реконь сегодня.

Про икону неожиданное для меня сообщение. И это очень здорово, что есть датировка. Нужно бы понять, кто этот человек, подписавший икону, по какому поводу он ее писал. Может быть, делал список с иконы старца? Жаль, что все архивы разрозненны, но поиск по ним все-таки возможен. Да и столько раз за время занятий краеведением мне приходилось сталкиваться с мифами и всякого рода "перевертышами", в том числе и в истории Рекони, что я только радуюсь, обретая новые факты.

Все надо проверять, и истинность подписи, и реальное авторство и датировку. Есть методы экспертизы, позволяющие это установить. Все это сложно, долго и дорого, но правда истории еще дороже. чтобы не плодились мифы. В этом смысле я должен поставить под сомнение свою догадку о том, что это и есть та самая икона. которую старец Амфилохий носил с собой и поместил в скиту.

Сама эта догадка, с годами превратившаяся в утверждение, родилась после интервью у А.И. Ершова, где он рассказывает историю своей семьи и в том числе эпизоды, связанные с включением мистических моментов в ткань обычной житейской рутины.

Я напомню Вам этот отрывок
http://reconsky-monastir.blogspot.com/2012/06/blog-post.html

ЦИТАТА:
Ершовых отец Нифонт выделил среди других переселенцев с самого начала. Им дали две комнаты на первом этаже бывшего келейного корпуса, где была и монашеская трапезная. Вскоре после поселения глава семейства по совету жены обратился к старому священнику с необычной просьбой. Он просил растолковать свой сон, внезапно превратившийся в явь.
Во сне старец Амфилохий подал ему ласточкино гнездо и велел положить на божницу, а утром хозяин дома, идя по делам, наткнулся на лежавшее на дорожке, ведущей к собору, ласточкино гнездо и вспомнил свой давешний сон.

                <ВСТАВКА ИНТЕРВЬЮ. Рассказывает Алексей Иванович Ершов.><Начало текста интервью>
- А когда поселялись, я правильно помню, что отец к нему пошел с этим вот сном?
- Да
Ну вот он спросил... что вот отец Нифонт, как вот... такое мне?
Вот он говорит, что...
- А сон-то расскажите, что бы уж сразу вместе.
- Ну, отец, в общем, проснулся утром и говорит: мать, а чо такое мне приснилось, приснился, говорит, старец. А это я не знаю, видел он его или нет, старца... Да нет, он 1886 года рождения, так что не видел.
Старец, говорит, приснился. Но он рассказал тогда, когда нашел гнездо. Утром пошел, и гнездо нашел, и вспомнил сон-то.
- На дорожке, которая здесь?
- Да, да
(камера наезжает на план Рекони, карандаш указывает на место действия.)
Старца, говорит, повстречал, и он мне дает это гнездышко, принеси домой и положи на божницу. Что такое?
- И сон кончился?
- Да
А Нифонт и говорит ему: благословил вас.
- А как он узнал Амфилохия, по портрету?
- Да. Слух был и портрет был.
- А портрет висел у Нифонта в келье?
- Да. Вот он когда икону принес - и портрет принес. У нас вот этот портрет во второй комнате...
- Которая выходила на забор?
- Да

(Далее - второй пересказ того же эпизода из другого места интервью)

- Приехали в 30 году. Дали нам две комнаты в этом доме.
- В братской...
- ...да, в братской трапезной. Там первый этаж, большие комнаты. Что-то там уже после монахов построено. Вот там и жили. Ну вот, в один прекрасный день отец собирается, встал утром и пошел к корове там... То ли сена дать, то ли чего-то там напоить или... А до этого ему приснился... сон приснился, что он со старцем встречается, а тот ему несет ласточкино гнездо и говорит: "Вот, на тебе. Придешь домой - положи на божницу". Ну вот... он пошел... по тропинке. Пришел, говорит: "Мать, вот так и так". А она говорит: "Так надо с отцом Нифонтом-то посоветоваться, что да к чему". Так ему сказали, а он говорит: "Так это благословение". И положил так это (кивает головой вверх) до самого фронта это...
                <Окончание текста интервью>

Немногословный монах не стал объяснять, как много значит это благословение, но стал явно выделять семью Ершовых, заходил в гости, парился вместе с отцом Алексея Ивановича в бане.

                <ВСТАВКА ИНТЕРВЬЮ. Рассказывает Алексей Иванович Ершов.><Начало текста интервью>
- С отцом они дружили?
- Ну как... хорошие отношения были. Придет откуда-нибудь, еще холодно, остывши, зимой или осенью, приходил: Марфа Михална, можно тут самоварчик? - как же нет? Сама согреет, чай попьют, поест...
- Наверное, не случайно он икону передал и портрет?
Ведь много было людей в округе...
- Не знаю... видимо, симпатия была...
            <Окончание текста интервью>

Маленькому Алеше доводилось бывать в его келье, относя отцу Нифонту нехитрые домашние гостинцы.

            <ВСТАВКА ИНТЕРВЬЮ. Рассказывает Алексей Иванович Ершов.><Начало текста интервью>
- А Вас мама посылала к о Нифонту?
- Посылала. Когда в воскресенье чего испечем, так - снеси пару пирожков ему. Когда кусок мяса небольшой, зарежем когда там теленок или овца, так... к празднику.
КОНЕЦ ЦИТАТЫ

У меня нет оснований не деверять рассказу Алексея Ивановича, тем более, что это пересказ рассказа его родителей, о которых у меня сложилось очень хорошее мнение. Поэтому я отталкивался в своих рассуждениях от этого эпизода. И икона для меня - символ духовного благословения.

Мне кажется, что тема монастыря, духовной преемственности, значения символов этой преемственности, каковыми являются священные предметы, в том числе и иконы - это тема для разговора за чаем, и если Вы захотите, то я с удовольствием на эту тему побеседую. Но в письме я могу отметить только одно важное обстоятельство: в Православии нет ничего магического, само по себе действующего. То есть от того, что икона не принадлежит старцу Амфилохию, не меняется в моих рассуждениях о ее значении ничего, кроме уточнения. сделанного Вами, хотя и очень важного. Мои поиски оставшихся от Рекони прежней предметов имеют смысл в том отношении, что в цитированном выше отрывке рассказа старец с помощью последнего монаха (который, кстати, погиб как мученик, жаль, что я не знаю - прославленный или нет) спас от гибели и передал на сохранение наиболее надежной семье Ершовых священный предмет. И семья его сохранила. Если люди, восстанавливающие Реконь, реставрируют не только сетны, но и сам дух, обитавший в них, их должно интересовать благословение от носителей этого духа, подвизавшихся здесь прежде них.

Все эти годы я поминаю за каждой службой схимонаха Амфилохия и иеромонаха Нифонта. Они для меня важны, поскольку на своем пути в Церковь я встретил их в числе живых примеров - как быть христианином в близкое к нам время. Пусть их подвиги не так сильны, как в древности, пусть их не прославили в Церкви - для меня в каждом их них была своя духовная "изюминка", за которую я очень благодарен Богу и им.

И еще нас всех ожидает встреча. Усопшие не улетели от нас в другую галактику, они ведь рядом, хотя и редко подают о себе вести. Но и мы ведь редко пишем письма, даже имея интернет. И встреча всегда сопровождается некотрой грустью, потому что мы реально забываем друг о друге. Так вот моя встреча с этими людьми, надеюсь, будет к радости - я смогу сказать им, что кое-что сделал для сохранения дорогой им памяти. Конечно, мало - но что было в моих силах. Хотя по-честному каждый человек знает, что делаем мы самый минимум, а то и того меньше.

Всякая икона - для встречи с тем, кто на ней изображен. Богородица может сотворить чудо при молении и без икон, и перед любой из них. Если эта икона не принадлежит старцу, можно лишить ее эпитета "чудотворная". Но иконой она остается, и судя по датировке, весьма намоленной. Да и все обстоятельства, указанные выше, делают ситуацию молитвы перед ней делом необычным. У меня нет задачи что-то глобальное организовывать, как-то радикально изменять существующее положение вещей. Просто я думаю, что каждый шаг на пути к Богу сопровождается каким-то действием в реальном мире, символическим - в этом качестве я понимаю и церковную молитву перед святыней. Мы выражаем свою готовность быть преемниками тех, кто этой святыней дорожил и сохранил ее до нас. Поэтому я предложил связать дело возрождения монастыря с духовным символом преемства монашеской традиции - той самой иконой, которую первый монах (Амфилохий) указал последнему монаху (Нифонту) и передал его руками на хранение семье Ершовых.

Воля Ваша и тех, кто принимает участие в возрождении монастыря - как это мое предложение воспринять. Мне кажется. это дело духовной зрелости каждого из нас. И Господь ожидает этого созревания. Так земледелец ждет урожая, столько, сколько надо.

Мое предложение батюшка поддержал, так что теперь это зависит от Вашей воли. Я готов участвовать по мере сил, я на связи. Пишите. Будем надеяться, что во благовремении этоа совместная молитва состоится
.


Комментариев нет:

Отправить комментарий